Карта сайта

Эрехтейон (часть 4 -Название „Эрехтейон" не встречается ранее II в. до н. э. ..)

Название „Эрехтейон" не встречается ранее II в. до н. э. В описании 410 — 409 гг. храм неназван вовсе. Более старые источники называют храм обычно „старым храмом" (архаю<; vera?) — название, перешедшее к нему от Гекатомпедо-на. Однако неправильно было бы сделать из этого вывод, будто храм был посвящен главным образом Афине. Дёрпфельд пытался доказать, что западная часть Гекатомпедона не могла быть посвящена Посейдону, как думали раньше. Михаэлис („Jahrbuch des archaeologischen Instituts", XVII, 1902, стр. 1 и сл.) продолжил мысль Дёрпфельда и высказал предположение, что рядом с Гекатомпедоном должен был существовать старый Эрехтейон, который в 421 г. был заменен зданием, существующим до сих пор. Ни в источниках, относящихся к этому вопросу, ни в раскопанных развалинах Эрехтейона нет ничего, что доказывало бы гипотезу о другом, более раннем Эрехтейоне. Все данные говорят за то, что западная часть Гекатомпедона была посвящена Посейдону и что рядом с Гекатомпедоном, двойным храмом Афины и Посейдона, находились уже в архаическую эпоху окруженные особой оградой маслина Афины и след от трезубца Посейдона. Эрехтейон 421 г. Был преемником Гекатомпедона. Это подтверждается также тем, что западная часть Эрехтейона имела в плане, как показали американские исследования, ту же форму, что и западная часть Гекатомпедона. Между Гекатомпе-доном и Эрехтейоном существовало, однако, то отличие, что первый был по преимуществу храмом Афины, а второй по преимуществу храмом Посейдона. Это оказалось возможным вследствие того, что после постройки Гекатомпедона Афина получила свой особый храм — Парфенон.

Ксли в архитектуре Гекатомпедона господствовала разделенная колоннадами на три отделения восточная целла Афины, то в Эрехтейоне главная часть — сложная совокупность помещений в его западной половине, в то время как восточная целла, с особым входом, представляет собой, так сказать, придел. Последний был необходим, чтобы вместить высоко почитавшуюся афинянами деревянную статую Афины, которая находилась до того в восточном помещении Гекатомпедона: Афина была покровительницей города, и в храме Посейдона на Акрополе должно было быть хотя бы небольшое помещение, посвященное Афине. Понятно, что афиняне обычно называли двойной храм Афины и Посейдона храмом Афины.

Это относится и к Гекатомпедону, и к Эрехтейону. В этом смысле нужно толковать рассказ, переданный Дионисием Гали-карнасским, о собаке, которая вбежала в храм Афины покровительницы города, хотя, судя по дальнейшему тексту, собака могла вбежать только через портик кор в западную часть Эрехтейона; тем не менее, храм в целом назван храмом Афины Полиады, которой была посвящена только восточная целла. Когда Страбон (IX, 16; 66 г. до н. э. — 24 г. и. э.) описывает Акрополь, он называет только два храма — Парфенон и Эрехтейон, последний он называет apxalo? vera?.

Уже в „Илиаде" (II, 546—551; перевод Жуковского) упоминается о находящемся в Афинах храме Афины, принявшей в даго Эрехтея; это упоминание представляет собой вставку VI в.:

„Строем к эвбейской дружине примкнули афиняне; градом Их и всей областью властвовал прежде питомец Паллады Царь Брехтей, дароносной землею рожденный; Палладой Был он воспитан во храме целиком, где жертвой обильной Агнцев и тучных быков утешали ей сердце младые Девы и юноши, празднуя круговращение года».

Павсаний, греческий путешественник II в. до н. э., говорит при описании Акрополя об Эрехтейоне и первый называет это имя: („Имеется также здание, называемое Эрехтейон"). Дальше ои описывает алтари, которые находятся в западной части Эрехтейона; это алтари Посейдона-Эрехтея, жреца Посейдона Бутеса, впоследствии обожествленного, и Гефеста. В развалинах Эрехтейона найдены два мраморных трона для жрецов Бутеса и Гефеста о чем говорят надписи на этих тронах. Свидетельство Павсания доказывает древность названия Эрехтейона, а также и то, что это здание было посвящено Посейдону и Афине. В названии. „Эрехтейон» правильно отразилось соотношение между господствующей целлой Посейдона и приделом Афины. Страбон рассказывает, что, упомянув Афины, Эгесий воскликнул: „Вижу Акрополь и находящийся там след знаменитого трезубца. Это доказывает, какое значение придавалось культу Посейдона на афинском Акрополе: Эгесий, говоря об Акрополе, даже не упомянул Афину.

В дословном переводе означает „потрясатель земли» . Это имя сперва было одним из эпитетов Посейдона, позднее оно стало обозначать один из второстепенных обликов этого бога. Эрехтея породила Земля. Афина воспитала его и поместила в своем храме на афинском Акрополе. Эрехтей сделался одним из покровителей Аттики, которая иногда называлась поэтому землей Эрехтея. Внук Эрехтея, которому дали то же имя, сделался после смерти своего отца Пандиона афинским царем. Он был отцом Орифии, похищенной Бореем. Интересно, что жители острова Саламина, который только позднее был присоединен к Аттике, назывались, в силу их коренного происхождения из Аттики, потомками Эрехтея. Эрехтейон был храмом Посейдона-Эрехтея, в котором был устроен придел Афины.

Вопрос о первоначальном виде Эрехтейона может считаться при современном состоянии наших знаний об этом памятнике разрешенным. Детальные исследования 1902—1920 гг., а так-же американские исследования, изложенные в публикации 1927 г., показали, что Эрехтейон в основных своих частях был построен на протяжении одного строительного периода.