Карта сайта

Так что, по мысли Демокрита, весь телесный мир ...

Так что, по мысли Демокрита, весь телесный мир состоит из неделимых частиц т. е. атомов (по-гречески τό Ατομο ν значит неделимая частица), и пустоты. Итак, атомы, во-первых, неделимы. Затем, они считаются простыми, а не сложными; все качественно совершенно одинаковы, и в пределах атома уже не включено пространство. Пустота же, по учению атомистов, безгранична. Она обнимает собою всю бесконечность атомов. Все же отдельные вещи есть не что иное, как комплекс атомов. Возникает вещь, когда атомы соединяются в одно целое; уничтожается, когда составляющие ее атомы распадаются; меняется, когда расположение атомов меняется, и т. д. Атомисты ищут во всем механического объяснения, т. е. допускают, что вещи действуют друг на друга только при непосредственном соприкосновении. Действия на расстоянии они не допускают и в тех случаях, когда им приходится сталкиваться с таковым, прибегают к предположению об эманации, т. е. утверждают, что действующая на расстоянии вещь испускает из себя мельчайшие частицы, которые и действуют уже механически на другие вещи. Вы видите, что в учении Демокрита выражены основные   принципы  современного естествознания.

Он стремится все явления природы объяснить как естественно необходимые. Телеологические элементы, т. е. готовность привнести в объяснения явлений природы понятие и цели, Демокрит совершенно устраняет из своей системы - и в этом противоположность между его учением и учением последующих представителей эллинской философской мысли - Сократа, Платона, Аристотеля и др. И еще менее ему близки мистические и религиозные идеи. Его метафизака - материалистична, т. е. начало мира он видит в материи и движении, покорных вечным законам необходимости. Откуда взялись материя и движение, почему законы необходимости вечны и неизменны, на эти вопросы у Демокрита вы, конечно, не найдете исчерпывающих ответов, как не найдете вы их и у современного естествознания. Да Демокрит этими вопросами и не задавался. Его метафизика ставила себе ограниченные задачи. Он был современником Протагора и софистов, которые, как мы об этом уже упоминали на первой лекции, стремились своими скептическими рассуждениями подорвать возможность всякого знания. Протагор доказывал (ниже мы будем об этом говорить подробнее), что всякое знание основывается на чувственном опыте, а чувственный опыт обманчив, ибо зависит от случайного состояния того или иного человека. Например, больному сладкое вино кажется горьким, далеко находящиеся большие звезды кажутся маленькими, квадраты в отдалении представляются круглыми; когда мы входим в баню, нам кажется, что в предбаннике жарко, когда выходим, кажется, что холодно. Софисты и Протагор развили целую, очень тонкую и остроумную теорию, стремившуюся доказать, что наше знание непрочно и обманчиво.

В противоположность им Демокрит, как и другие философы, доказывал, что в основании нашего познания лежит нечто неизменное, существующее по законам вечной необходимости. И мышление, в противоположность грубому опыту, есть способность подмечать и непосредственно созерцать (это теперь называется словом "интуиция") наиболее тонкие, простому глазу невидимые явления действительности, т. е. постигать теорию атомов с ее необходимой внутренней закономерностью. Поэтому Демокрит главным элементом считал огонь. Огонь, как наиболее тонкий и подвижный элемент, казался Демокриту и принципом движения, и материей души; по словам Аристотеля, психическая деятельность человека представлялась Демокриту движением атомов огня. Таково метафизическое учение Демокрита. В древности оно было отодвинуто на второй план системами Платона и Аристотеля. Но в новейшее время современное естествознание вернулось к идеям Демокрита, и они оказались здесь чрезвычайно плодотворными и дали, как известно, блестящие результаты. В истории человеческой мысли всякое настоящее творчество в конце концов рано или поздно находит свою оценку. В свое время, когда мы будем заниматься философией Возрождения и новейшей философией, нам еще об этом придется говорить. Сейчас же нельзя не упомянуть и об этике Демокрита. Конечно, Демокрит и душевную жизнь со всем разнообразием ее содержания объясняет количественным различием атомов и их движением. Но, как мы знаем, материей души Демокрит считал огонь, который он характеризует почти так же, как Анаксагор свой дух (νους). Разум и душу Демокрит называет божественными, и хотя, оставаясь верным своей теории, он, как я уже указывал, стремится все душевные движения свести к движению атомов, но все-таки мышление (νόησις) он считает самым тонким движением и потому чем-то самым ценным и отдает предпочтение мысленному пред чувственным, так и в области нравственной жизни он далек от того, чтоб, подобно софистам, считать все одинаково хорошим и одинаково дурным.