Карта сайта

Лекция вторая

ИОНИЙСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ (ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН).
ГЕРАКЛИТ.
ЭЛЕАТЫ (КСЕНОФАН, ПАРМЕНИД,
ЗЕНОН).
ЭМПЕДОКЛ. АНАКСАГОР.
АТОМИСТЫ (ДЕМОКРИТ).
ПИФАГОРЕЙЦЫ

В предыдущей лекции мы говорили о предмете, задачах и методах философской науки. Теперь мы приступим к краткому очерку истории философской науки от древнейших времен до нашего времени. Само собой разумеется, что в этом очерке мы отнюдь не можем задаться целью показать ход внутреннего развития философии, как, скажем, это пытался сделать Гегель в своей истории философии и как это делают и сейчас историки философии. Не можем задаться такой целью, ибо история философии, как история развития философской мысли, является предметом особой дисциплины. Моя же задача, соответственно программе настоящего курса введения в философию, конечно, гораздо более ограничена. Мне просто приходится в самых общих словах ознакомить вас с деятельностью, жизнью и до некоторой степени и идеями наиболее замечательных представителей философской мысли. Это крайне важно, в особенности для начинающих, ибо дает сразу некоторую возможность ориентироваться среди разнообразных и многочисленных течений и направлений философских идей.

Началом пробуждения философской мысли в Европе считается VII век до P. X. Проснувшееся самосознание пытливо ставит целый ряд вопросов и пытается разрешить их по тем данным, которые краткий жизненный опыт еще молодого человечества успел уже добыть. Я сказал "человечества", но это, собственно, выражение не совсем точное. Сейчас можно уже, и то с некоторой натяжкой, говорить о человечестве, ибо сейчас даже самые отдаленные страны мира находятся в том или ином, хотя бы и поверхностном, общении. Но в Древнем мире "человечество" жило очень разрозненной жизнью и народы даже не знали друг о друге. В сравнительно более благоприятном положении находились греки, которые, благодаря своим многочисленным колониям вдоль всего Средиземного моря и благодаря своей обширной торговле и развитому мореплаванию, жили наименее изолированной жизнью. Они даже проникали и в замкнутый, живший своей особенной жизнью Египет. Но все же, повторяю, того общения духовного между народами, которое видим мы в настоящее время, в VII веке, конечно, быть не могло. И хотя существуют предположения о том, что греческая философия развивалась под влиянием индусской и египетской мудрости, но эти предположения очень спорны и во всяком случае здесь не подлежат нашему обсуждению. Мы прямо начнем с указания, что в VII веке до P. X. в странах Древней Греции впервые в Европе пробудилась и начала свою работу пытливая или, лучше сказать, испытывающая, допытывающаяся человеческая мысль. Проявилось это, конечно, не только в научно-философской деятельности в собственном смысле этого слова. Одновременно создаются и начатки литературы всех родов - лирика, сатира и так называемая "гномическая поэзия", т. е. поучительные размышления на нравственные темы. Что касается, в частности, философии, то конец VII и начало VI века до P. X. - обыкновенно и считается ее началом в Греции и принято говорить об этой эпохе, как о веке семи мудрецов. Предание, однако, называет эти имена не одинаково. Только четыре имени повторяются всеми: Φ алее, Биас, Питтак и Солон, и из этих четырех, чтоб не загромождать вашей памяти, я вам назову два: об одном вы, конечно, знаете из общей истории. Это Солон, знаменитый афинский законодатель и автор нравоучительных стихов. Другой - Фалес (624 - 548 до P. X.), о котором мы уже говорили в предыдущий раз и имя которого нужно всегда помнить, так как он по праву считается отцом европейской философии.