Карта сайта

По трассе пяти морей часть 4 (Вытегра, канал)

Вытегра — небольшой старинный город, расположенный на холмистых берегах одноименной реки, недалеко от ее впадения в Онежское озеро. Первое упоминание о нем относится к 1496 году. В то время здесь, у Вянгручья, останавливались «заезжие гости». В 1733 году деревня Вянги была произведена в «чин» города, который получил название по имени реки — Вытегра. Жизнь в этом городке, затерявшемся в глухих прионежских лесах, протекала тихо и монотонно. В предреволюционные годы в нем проживало не многим более четырех тысяч человек.

Город, в котором полстолетия назад насчитывалось около трех десятков кустарей, при советской власти превратился в важный промышленный и культурный центр Вологодской области. В настоящее время здесь работает оиопо десяти предприятий {ремоитно-мехаиическии завод Волгобалтстроя. судоремонтные мастерские, маслозавод, промкомбинат и др.).

В послевоенный период Вытегра становится штабом строительства Волго-Балтийского канала. Отсюда уходили на трассу партии геодезистов-изыскателей. Потом же здесь разместились дирекция и управление «Волгобалтстрой». Большая стройка вдохнула жизнь в районный городок. На его улицах появились десятки больших домов, широкоэкранный кинотеатр «Волго-Балт». Город обогатился новыми школами, детскими садами, библиотеками, магазинами и другими культурно-бытовыми заведениями. На берегу водохранилища построено новое здание речного вокзала.

Первый шлюз-коробочка старой Мариинки

Теперь, когда Волго-Балт вступил в строй, Вытегра стала портом пяти морей, городом капитанов и речников. Здесь расположены пристань, речной вокзал, управление Вытегорского района гидросооружений. Вытегоры осваивают новый глубоководный путь, водят суда, управляют шлюзами, командуют сложной автоматикой.

В Вытегре туристам рекомендуется побывать в краеведческом музее и осмотреть оставленный в неприкосновенности первый шлюз Мариинки. Это будет удивительное путешествие в век минувший.

Вдали показываются сооружения Пахомовского гидроузла. Перед подходом к нему, слева по курсу на высоком холмистом берегу раскинулось село Девятины. С палубы теплохода хорошо виден небольшой деревянный храм. Это памятник архитектуры — Успенская церковь. Возведенная в 1770 году, она поражает простотой архитектурных форм и поэтичностью своего облика. В основу постройки принят простой четверик. Завершающий круг церкви имеет четыре главы и пятую, большую, посредине.

Пахомовский гидроузел замыкает северный склон Волго-Балта. Здесь, на водоразделе, находится самый большой шестой шлюз, который принял на себя огромный напор воды. Поднявшись еще на одну «ступеньку» по шлюзованной лестнице, теплоход идет по каналу. Канал еще очень молод. Берега его пока не успели одеться

РАСПРОЩАВШИСЬ с Вытегрой, теплоход идет по Вытегорскому водохранилищу. Впереди — Белоусовский гидроузел: Он вступил в эксплуатацию одновременно с Вытегорским и заменил собой пять щпюзов Мариинской системы.

После шлюзования теплоход выходит на просторы Белоусовского водохранилища. Тот, кому приходилось ппавать по старой Мариинке, не узнает здешних мест. С пуском Волго-Балта река Вытегра, быстрая и своенравная, можно сказать прекратила свое существование. Ее долина подтоплена водой. Трасса канала на многих участках проходит по новому руслу. Судам не приходится, как раньше, петлять по извилистому фарватеру.

Вскоре перед пассажирами предстанет Новинкинский гидроузел. В его состав входят три шлюза, отделенные друг от друга водными площадками по несколько сот метров. Поднявшись еще на три «ступеньки», теплоход идет по Ноеиикин-скому водохранилищу. Под водой этого искусственного водоема, принявшего паводковые воды в мае 1964 года, навсегда скрылись 18, 19 и 20-й шлюзы Мариинки, а шлюзы с 10-го по 17-й остались в стороне от канала и обсохли. С борта теплохода можно увидеть остатки этих отслуживших свой век деревянных коробочек.

На пульте управления Вытегорского гидроузла.

в зелень. Природа в этих местах удивительно живописная. Крутые песчаные обрывы, пологие скаты холмов, на которых приютились деревни и села, темнохвойные леса. Такие милые и близкие сердцу картины!

ВОДОРАЗДЕЛ остается позади. Из канала теплоход входит в такую же, как и река Вытегра, изрытую земснарядами реку Ковжу, которая является важной частью Волго-Балтийского водного пути. Русло ее теперь спрямлено, и путь судов стал короче.

Очередная на нашем пути пристань — Анненски й Мост. Это старинное село, через которое когда-то проходил Архангельский тракт на Петербург. Ныне Анненский Мост — большой рабочий поселок.

Проплываем мимо пристаней Курдюк и Ново-Кемский. Берега реки постепенно расступаются. В раздавшейся горловине Ковжи еще невидимое, но предчувствуемое по свежему дуновению ветерка наплывает Белое озеро. Справа по курсу, вблизи села Круглое, берет начало Белозерский обводный канал, построенный в 1843—1846 годах. С пуском Волго-Балта большегрузные суда пошли прямо через озеро. Канал же остался как вспомогательная водная дорога.

Плотина и водосброс Белоусовского гидроузла.