Карта сайта

По трассе пяти морей

Ленинград. Памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала.

Крейсер «Аврора» на историческом месте.

ЛETO — чудесная пора отдыха. Вы задумы ваетесь, где провести отпуск. Открываются дороги — одна другой увлекательнее. Одни собираются на юг, в солнечный Крым и живописный Кавказ, другие—на Рижское взморье, третьи снаряжают рюкзаки и думают порыбачить где-то на берегу озера.

А не провести пи отпуск на теплоходе, в плавании по Волго-Баптийскому водному каналу имени В. И. Ленина! Такое путешествие оставит неизгладимые впечатления. В пути вы вдохнете воздух легенд, ставших былью, услышите всплеск рыб в новых рукотворных морях, увидите всполохи огней над Северной Магнитной, познакомитесь со многими другими городами и достопримечательными местами, расположенными по трассе.

В навигацию 1965 года впервые введена транзитная пиния Ленинград—Петрозаводск—Череповец. Протяженность маршрута 1112 километров. Пассажирские теппоходы покрывают это расстояние за трое суток.

Итак, в путь!

ПУТЕШЕСТВИЕ по Волго-Балту мы начнем из Ленинград а—города русской славы, колыбели Октября, города-героя. Каждый дом, каждая улица, каждый камень здесь дышат историей. О Ленинграде изданы сотни книг, монографий, справочников. В кратком путеводителе не представляется возможности рассказать его биографию. Тем, кто интересуется историей Петербурга—Петрограда—Ленинграда, рекомендуем обратиться к специальной литературе, а также к услугам Ленинградского экскурсионного бюро.

Ознакомившись с городом Ленина, пойдем на Озерную пристань. Там, у речного вокзала, стоит теплоход «Юрий Гагарин». Вот на этом быстроходном лайнере мы и поплывем по дороге к синим морям.

Третий гудок. Капитан, поднявшись на мостик, отдает команды:

— Стоять по местам! Трап убрать! Отдать концы!

В машинном отделении сильнее заработали двигатели. Бесшумно отделившись, от пристани,

теплоход медленно разворачивается и величаво, как белый лебедь, плывет по невским просторам. По обоим берегам реки бесконечной вереницей тянутся многоэтажные кварталы домов, огромные корпуса заводов и фабрик, многочисленные причалы.

На земном шаре не найдешь реку, похожую на Неву. Она единственная в своем роде. Длина ее от истоков из Ладожского озера до впадения в Финский залив всего 74 километра. Вместе с тем Нева очень многоводна. По водности она занимает шестое место в Европе. .Это — широкий и мощный поток, величаво стремящййся на запад.

В серой дымке растаял речной вокзал. Справа по курсу виден зеленый наряд сада «Спартак». За крутым поворотом — аншлаг «Ленинград». Здесь кончается проспект Обуховской обороны и проходит городская черта.

Дальнейший наш путь пролегает по территории Ленинградской области. Вдоль реки один за другим,. отделяясь небольшими незастроенными участками, тянутся пригородные поселки. Собственно говоря, они тоже входят в состав «Большого Ленинграда».

Спева по курсу в Неву впадает река И ж о р а. Она широко известна в истории русского народа. В июне 1240 года здесь произошла знаменитая битва, в которой войска новгородского князя Александра Ярославича, впоследствии Невского, наголову разгромили шведских феодалов.

Недалеко от устья Ижоры раскинулся город К о л п и н о. Здесь находится знаменитый Ижор-ский завод. Возникнув в начале XVIII века, он выпускал оборудование для судов. В период первой мировой войны ижорцы освоили производство бронированных автомобилей. Здесь же был изготовлен броневик, на котором В. И. Ленин произнес историческую речь на .Финляндском вокзале. Ныне Ижорский завод — крупный центр металлообработки и машиностроения.

Позади остаются поселки Красная звезда, Пирогово. Ивановское, Островки, Дубровка. Напротив Невской Дубровки, в устье реки Тосны, находился знаменитый «Невский пятачок». Советские воины героически отстаивали этот важный рубеж на подступах к городу Ленина. Вся земля была перепахана снарядами и изрыта бомбами. В память о тех боях на берегу реки воздвигнут гранитный обелиск.

Плывя по широкому раздолью Невы, минуем Кировск — один из молодых и быстрорастущих городов Ленинградской области. Здесь находится Дубровская ГЭС имени С. М. Кирова, питающая электроэнергией Ленинград. Работает сна на торфе, доставляемом из Синявинских болот. Рядом с ГЭС протянулись широкие светлые улицы. На центральной площади города — памятник С. М. Кирову.

Путешествие вверх по Неве подходит к концу. На четвертом километре после Кировска в Марьинской заводи распопожен сплавной рейд, в запанях которого формируются плоты для отправки в Ленинград.

Вскоре теплоход подходит к пристани Петро-крепость. Нева в этом месте разлилась более чем на кипометр. Слева по курсу видны строения Пролетарской слободы, прямо — невысокий остров с развалинами древней Шлиссельбург-ской крепости, за которым раскинулось Ладожское озеро, а справа — город Петрокрепость.

Картосхема Волго-Балтийского водного пути имени К. И. Ленина.